Научные успехи кафедр филологического факультета

Научные успехи последних месяцев


• В 2013 г. на филологическом факультете велась работа по 12 грантам и государственным контрактам, финансируемым из внешних источников.
• 2 научно-педагогических коллектива факультета вошли в состав ведущих НПК РУДН и выполняли исследование в рамках Темплана (рук. – проф. Михеева Н. Ф. и проф. Кудинов С. И.).
• Были реализованы 2 хоздоговорные НИР.
• Профессорско-преподавательским составом факультета в 2013 году было опубликовано около 700 научных статей и 24 монографии.
• На факультете было проведено 18 конференций, имеющих международный и всероссийский статус.
• Впервые был организован и проведен выездной международный научный семинар «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания» в Алжирском университете 1.
• Под научным руководством ученых филологического факультета в 2013 году защитили кандидатские диссертации 43 человека.
• Декан филологического факультета В. В. Барабаш и зам. декана по научной работе Ю. Н. Эбзеева представляли РУДН на 9-й Международной конференции и выставке QS Apple профессиональных лидеров в области образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
• Второй год подряд филологический факультет остается лидером по количеству научных публикаций студентов. В этом году их 270.
• В 2013 году 2 аспиранта и один студент филологического факультета стали обладателями именной стипендии Президента РФ, а один студент и один аспирант - стипендии Правительства РФ.
• Студенты направления "Журналистика" получили дипломы в номинации «Связи с общественностью в международной сфере» на всероссийском конкурсе «Хрустальный апельсин»; стали лауреатами первой степени в разных номинациях на всероссийском конкурсе «Хрустальная стрела».
• Студенты филологического факультета стали обладателями:
- персональной стипендии имени А.И.Солженицына;
- стипендии Благотворительного фонда В.Потанина;
- именной стипендии Правительства Москвы.
• Получили дипломы и кубки:
- на национальной студенческой открытой олимпиаде по связям с общественностью;
- всероссийском конкурсе научных студенческих работ по психологии и педагогике;
- конкурсе молодежных проектов;
- XIII всероссийской олимпиаде для студентов по русскому языку как иностранному;
- открытой международной студенческой интернет-олимпиаде по русскому языку и истории России.
• В результате активного международного сотрудничества наших преподавателей с американскими коллегами, РУДН первый из российских вузов получил право открыть подразделение научного психологического общества почета PSI CHI, в которое вошли студенты и преподаватели кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета.


Кафедра иностранных языков



На кафедре ведется дальнейшая разработка новых научных направлений в языкознании и методике преподавания иностранных языков: контактные языки и диалекты, новые технологии в обучении иностранным языкам, молодежный сленг в испаноязычных странах.

Кафедре неоднократно присваивался статус ведущего научно-педагогического коллектива РУДН, и 2011 год не стал исключением. К числу достижений следует прибавить наличие большого количества публикаций преподавателей кафедры в российской центральной печати и за рубежом, а также переиздание первого в мировой лексикологии «Испанско-русского словаря. Латинская Америка», который был признан «Лучшей книгой года».

В 2011 году индекс научного цитирования ученых кафедры вырос более чем в 10 раз и является на сегодняшний день одним из самых высоких по университету. Общий РИНЦ кафедры - 400.

В апреле 2011г. в двенадцатый раз была проведена крупнейшая международная научно-практическая конференция «Степановские чтения», которая в течение вот уже 25 лет отражает самые актуальные проблемы коммуникации, культуры, вносит свой вклад в развитие смежных с ними областей знания. В работе конференции принимали самое активное участие зарубежные ученые (25 чел.), преподаватели кафедры, молодые ученые, аспиранты и студенты.

На кафедре разрабатывались четыре научно-исследовательские работы (государственный контракт ФЦП; грант РГНФ; Темплан; инициативные исследования).

Студентами кафедры было получено многочисленные дипломы, медали, грамоты и благодарности за лучшую НИР и выпускную квалификационную работу.

Под руководством заведующей кафедрой д.ф.н., проф., акад. МАН ВШ Михеевой Н.Ф. в 2011г. проводились научные семинары, на которых обсуждались актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков.

Кафедра социальной и дифференциальной психологии



Кафедра социальной и дифференциальной психологии в 2011 году осуществляла исследования по приоритетному научному направлению – «Комплексные исследования личности в процессе межкультурного взаимодействия». В рамках данного направления проводились исследования в рамках госбюджетного финансирования по следующим направлениям :

1. Тематический план НИР РУДН № 0410-1-174 – «Особенности самореализации современной молодежи в разных культурах: идеалы, ценности, стратегии». Руководитель: д.псх.н., проф. Крупнов А.И.

2. Инициативная тема план НИР РУДН № 050412 -9-000 – «Социально-психологическая адаптация и самореализация личности в межкультурном пространстве». Руководитель: д.псх.н., проф. Кудинов С.И.

3. Государственный контракт Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, 2009 – 2011, № 16.740.11.0706 - Межкультурная адаптация иностранных студентов в России: диагностика и пути оптимизации». Руководитель: д.псх.н.проф. Крупнов А.И..

4. РГНФ «Межэтническая напряженность в полиэтнической образовательной среде: психолого-педагогические аспекты». Руководитель: д.псх.н.проф. Крупнов А.И.

В 2011 году кафедре присвоен статус ведущего научно-педагогического коллектива РУДН. Кафедра ежегодно проводит конференции различного уровня. В отчетном году были проведены межвузовская, всероссийская и международная конференции. В работе конференций активно участвовали зарубежные и отечественные ученые, преподаватели кафедры, молодые ученые, аспиранты и студенты.

Преподаватели кафедры приняли участие в 48 всероссийских и международных научных конференциях и симпозиумах, включая Беларусь. Молдову, Польшу, США, Францию. К числу достижений следует прибавить наличие большого количества публикаций преподавателей кафедры в российской центральной печати и за рубежом, включая две монографии и два учебных пособия.

Под научным руководством преподавателей кафедры защищено девять кандидатских диссертаций.

На кафедре созданы благоприятные условия для студенческой науки. Преподаватели кафедры Бойко З.В., Волк М.И., Новикова И.А., Шальнева И.К., Чеботарева Е.Ю., и др. ведут активную работу со студентами. В рамках студенческой науки на конкурсе на лучшую дипломную работу среди выпускников магистратуры и специалистов 2011 г. получено три диплома первой, второй и третьей степени . Также три диплома первой, второй и третьей степени получены среди выпускников бакалавров. Диплом первой степени получен в ежегодном конкурсе научно-исследовательских студенческих работ и проектов по тематике стран приема РУДН (Азия, Африка, Латинская Америка, СНГ). Диплом второй степени получен Ежегодный конкурс научно-исследовательских студенческих работ и проектов РУДН.


Кафедра русского языка и методики его преподавания



На кафедре русского языка и методики его преподавания ведется научная работа по следующим направлениям:
Приоритетная тема: «Русский язык: Исследование. Образование. Культура».

Инициативная тема: «Русский язык как язык международного общения и как основа духовной и художественной культуры русского народа». Объектом данного исследования является национальный компонент языковых единиц в их историко-лингвистической ретроспективе, русский язык как язык современного делового общения в практике РКИ.

В рамках НТП «Лингвокультурная ситуация в современной России» проводится анализ лингвокультурной ситуации, выявляются общие и отличительные черты лингвокультурной ситуации в начале, конце 90-х годов XX века – первого десятилетия XXI столетия. На основе проведенного анализа дается прогноз развития лингвокультурной ситуации на ближайшее десятилетие. Исследуются лингвокультурные проблемы обучения языку как средству межкультурной коммуникации.

В рамках темплана «Русский язык: Исследование. Образование. Культура» ведутся исследования в области русского языка как языка образовательного и культурного уровня учащихся.
На кафедре регулярно (в соответствии с планом) проводится Международный научный семинар «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания». На семинаре с докладами выступают как зарубежные, так и российские ученые-лингвисты, методисты.

Ежегодно проводится научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации». В этом году прошла ХIII конференция, в рамках данной конференции планируется проведение IX студенческой конференции с одноименным названием.
Работа конференции предполагает освещение и обсуждение актуальных проблем русского языка и методики его преподавания с целью сохранения и укрепления единого образовательного и культурного пространства Российской Федерации.

Также ежегодно проводится Олимпиада по русскому языку, в целях укрепления позиций русского языка, популяризации и повышения интереса к его изучению в условиях новой геополитической ситуации; поддержки талантливой молодёжи, выявления коммуникативной компетенции иностранных граждан, говорящих на русском языке, повышения толерантности и расширения международных контактов. Олимпиада – это стимул для иностранных студентов к изучению русского языка, ещё одна возможность повышения интереса к нему.

На кафедре создан Научно-образовательный центр русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории. На базе центра работает научная школа по теоретико-прикладным исследованиям в области лингвокультурологического анализа, лингвострановедческого преподавания РКИ. В рамках школы проф. В.М. Шаклеиным разработана концепция лингвокультурной ситуации.
Кафедра осуществляет международное сотрудничество с кафедрой славистики, центром КЛИРО Болонского университета (Италия), кафедрой межкультурной коммуникации и журналистики Таврического национального университета им. В.И.Вернадского (Крым, Украина), Центром интенсивного преподавания языков Алжирского университета (Алжир); кафедрой русского языка Дакарского университета (Сенегал), кафедрой русского языка университета Г.Даннунцио г. Кьета и Пескара (Италия); Институтом славистики университета Потсдама (Германия). На кафедре организуются ежегодные интенсивные курсы русского языка и методики его преподавания для итальянских студентов, изучающих русский язык.

При кафедре организованы студенческие научные кружки.
Аспирант кафедры Матвеенко В.Э. получила грант президента РФ как молодой ученый.


Кафедра «Теории и истории журналистики»



Основным направлением научных исследований кафедры в прошедшем году являлось исследование медиасистем России и стран приема.
В средствах массовой информации произошли и происходят существенные преобразования, которые стали носить системный характер. Под влиянием реформируемой социальной среды идет активное становление новых систем СМИ, коренное преобразование старых. Это связано как с процессами неизбежной глобализации, тяжелого выхода из мирового финансового кризиса, так и с трансформацией многих национальных систем, в частности на постсоветском пространстве. В этой связи кафедра теории и истории журналистики определила для себя в дальнейшем приоритетную научную тему «Особенности глобализации СМИ: история, типология, язык» под руководством зав.кафедрой, доктора политических наук, профессора Е.В. Мартыненко.
Опираясь на междисциплинарный подход при проведении научных исследований, профессорско-преподавательский состав кафедры готовит будущих работников системы средств массовой информации с учетом угроз и вызовов, стоящих перед современной Россией. Кафедра теории и истории журналистики – одна из немногих кафедр университета, профессорско-преподавательский состав которой, включая ассистентов, имеют ученую степень. Курсы и программы, разработанные ППС кафедры, направлены на формирование у выпускников квалифицированных профессиональных навыков, позволяющих давать грамотную экспертную оценку текущего состояния международных информационных потоков.
Особое внимание уделяется страноведческой подготовке будущих журналистов-международников. В наши дни в международной журналистике (а вся журналистика, включаясь в глобальный контекст, автоматически становится международной) выявляется потребность именно в журналистах-страноведах, знающих страну/объект своего исследования во всех подробных деталях. Разработаны и успешно читаются такие курсы, как «Международная журналистика и межгосударственные отношения», «Теория и практика внешнеполитической информационной деятельности», «Международная экономическая журналистика», «Международное гуманитарное право и журналистика», «Методология научных исследований в журналистике», «Аналитический комментарий в СМИ», «Мировой информационный процесс», «Аудиовизуальные СМИ в системе информационной индустрии». Выпускники по кафедре теории и истории журналистики могут применить полученные за время обучения знания в СМИ всех уровней; в информационных и рекламных агентствах; в пресс-службах посольств, различных фирм и организаций; научно-исследовательских структурах.

Кафедра регулярно издает альманах «Журналистика и общество», в котором каждый студент, занимающийся исследованиями в области журналистики, может сказать свое первое научное слово.

Кафедра массовых коммуникаций



Основная тема научных изысканий учёных кафедры массовых коммуникаций - Системное изучение средств массовой коммуникации стран с различным социальным устройством. Проблемы эффективности массовой коммуникации между различными государствами и народами актуальны сегодня по многим аспектам: 1) качественное взаимодействие СМИ, СМК, власти и общества приобретает сегодня первостепенную значимость в связи с нарастанием агрессии и конфликтности, что обусловлено глобальными экономическими, политическими и социальными проблемами; 2) вопросы межкультурной коммуникации требуют постоянного внимания для обеспечения стабильности в развитии мировой цивилизации; 3) задача сохранения в условиях глобализации культурной и национальной самобытности заставляет обратиться к опыту развития стран с различным социальным устройством, что особенно успешно может быть реализовано в таком многонациональном университете, как РУДН с учётом многолетнего опыта работы кафедры массовых коммуникаций; 4) системность обеспечивает всесторонний комплексный подход, позволяющий не только анализировать, но и синтезировать полученные результаты.

Научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского коллектива кафедры массовых коммуникаций сконцентрирована в рамках работы научно-образовательного центра "Имагология и мониторинг СМИ", который объединяет и молодых, и заслуженных учёных кафедры. Их работа посвящена изучению культуры формирования медиаобраза России и функционирования современного медиатекста в условиях глобализации массовых коммуникационных процессов и новых ценностных потребностей аудитории. Во-вторых, такая централизация позволяет начать раннюю подготову научных кадров практически со студенческой скамьи - через работу научного студенческого кружка, а затем - в рамках научного семинара для аспирантов и молодых учёных. На кафедре начата работа по исследованию лингвистической безопасности современного медиатекста, что является весьма перспективным направлением на стыке журналистики, массовой коммуникации, лингвистики и юриспруденции. Научные разработки кафедры оказались востребованы практиками-профессионалами, что позволило заключить ряд хоздоговоров. Вслед за открытием нескольких совместных международных магистерских программ кафедра открыла аспирантуру на английском языке, что отвечает основной международной направленности РУДН.

Кафедра русской и зарубежной литературы

Важным направлением деятельности кафедры русской и зарубежной литературы в 2011 году стало развитие межкафедральной научной темы, связанной с изучением конфликтогенных процессов в отечественном и зарубежном коммуникативном пространстве, которое охватывает литературу, журналистику, средства массовой коммуникации, сферу языка.

Заделом этого направления стали монографии профессоров и преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы, кафедры массовых коммуникаций, кафедры общего и русского языкознания, а также дипломные работы и магистерские диссертации, посвященные конфликтогенным процессам.

Некоторые направления в изучении конфликтосферы коммуникативного пространства нашли отражение в докладах на 6 конференциях, в том числе в докладах на 12 конгрессе МАПРЯЛ в г. Шанхай в мае 2011 года. Всего в конгрессе участвовало 12 преподавателей, в том числе 4 преподавателя от кафедры русской и зарубежной литературы.
В 2011 году преподаватели кафедры русской и зарубежной литературы провели научно-исследовательскую работу по теме «Конфликтогенные процессы в отечественной и зарубежной коммуникативной среде: литература, журналистика, СМИ». Руководителем работы стал декан филологического факультета, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы, доктор филологических наук, профессор А.Г.Коваленко. Основной целью НИР было совершенствование теоретических и прикладных подходов к анализу текста с точки зрения такого многоуровнего аспекта, как конфликт, получение научных знаний о теоретических аспектах, а также создание условий для подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, активизации участия молодых ученых, аспирантов, студентов в научных исследованиях.

Результатами этой работы стали: издание коллективной монографии «Художественный конфликт в русской и зарубежной литературе», сборник статей и тезисов по результатам международной конференции «Личность в межкультурном пространстве», публикации по результатам участия в российских и международных конференциях.

Кафедра общего и русского языкознания


На кафедре общего и русского языкознания весь 2011 г. проходил под знаком 80-летнего юбилея проф. Л.А. Новикова и кульминацией стала МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ III НОВИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ «ФУНЦКИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА И СЕМИОТИКА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ», которая прошла 24-26 ноября 2011 года на филологическом факультете Российского университета дружбы народов.
Конференция организована при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Юбилейную конференцию открыли Проректор РУДН по научной работе, доктор философских наук, профессор Н.С. Кирабаев и Председатель Оргкомитета Международной конференции, заведующий кафедрой общего и русского языкознания, доктор филологических наук, профессор В.Н. Денисенко.

На пленарном заседании с научными докладами выступили профессор А.С. Карпов (РУДН), профессор В.В. Морковкин (ГИРЯ им. А.С. Пушкина), профессор М.В. Пименова (ВлаГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых), профессор М.Л. Новикова (РУДН), профессор Е.Н. Ремчукова (РУДН), профессор Г.В. Векшин (МГУП им. И. Федорова).
Участники Пленарного заседания отметили значение организуемой уже в третий раз Международной конференции - Новиковских чтений для сохранения традиций научной школы функциональной семантики, у истоков которой стоял проф. Л.А. Новиков, а также для укрепления научного сотрудничества кафедр филологического факультета РУДН, вузов России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

К началу конференции были опубликованы два сборника научных статей участников конференции: «Функциональная семантика и семиотика знаковых систем» - часть 1 и часть 2. Также к открытию конференции была издана коллективная монография «Функциональная семантика: К 80-летию академика МАН ВШ профессора Льва Алексеевича Новикова», содержащая статьи известных российских и зарубежных специалистов, учеников и последователей профессора Л.А. Новикова.


Кафедра психологии и педагогики



Приоритетной темой кафедры психологии и педагогики является "Важнейшие особенности изучения интегральной личности в межкультурном взаимодействии". В связи с этим кафедра развивает следующие научные направления:

• методологические основы изучения личности и теоретико-методологические подходы, применяемые в научных исследованиях;

• актуальные проблемы психологии и педагогики в образовании;

• межкультурная коммуникация: сущность, подходы, методы ее оптимизации;

• психолого-педагогические основы формирования профессиональных элит;

• особенности изучения экологоориентированной личности в современных условиях;

• проблема асоциальной личности, особенности ее проявления в современном российском обществе;

• проблема духовности личности, формирование и развитие в различные возрастные периоды на современном этапе развития общества;

• феноменологическая сущность активности: социально-политические, психолого-педагогические, культурно-исторические и духовно-нравственные основания.

Выполняется грант РГНФ «Экологическая компетентность личности: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития» под руководством д.пед.н., профессора Гагарина А.В. и инициативный НИР «Этно-психологические особенности понимания духовности в контексте активных стратегий аккультурации (фундаментальное и прикладное научное исследование)» под руководством д.психол.н., доц. Карабущенко Н.Б.
Кроме того, ежегодно проводится Межвузовская конференция молодых ученых, студентов и аспирантов «Личность в природе и Обществе», посвященная широкому кругу психологических, социальных, педагогических и экологических проблем, оказывающих влияние на формирование, развитие и психологическое благосостояние личности.
Кафедра также проводит ежемесячный научно-методический семинар «Актуальные проблемы психологии и педагогики» под руководством д.пед.н., проф. Иващенко А.В. и методический практический семинар «Актуальные вопросы консультативной психологии» под руководством старшего преподавателя Котова Л.Н., позволяющие включить студентов в профессиональное сообщество, адаптировать процесс профессионализации и формирования будущей элиты.