Бесплатные курсы

1. Методика преподавания РКИ посредством мультипликации и детской литературы.
Курс «Методика обучения РКИ посредством мультипликации и детской литературы» предназначен для педагогов и студентов-филологов, получающих дополнительное образование по направлению РКИ. Специалисты отмечают, что «методика обучения русскому языку как иностранному пока не пользуется в достаточной мере возможностями, которые представляют аудио- и видео инструменты и средства». Однако экранные искусства, в том числе и мультипликация, способны внести в обучение «образы, звуки и дыхание жизни», позволяют создать на уроке особую среду общения. Мультипликационные фильмы, как и детская книга, представляют собой ценнейший учебный материал, пока мало освоенный методикой русского языка как иностранного. Автор курса предлагает их использовать для расширения словарного и фразеологического запаса учащихся, закрепления и активизации синтаксических структур общелитературного языка и разговорного стиля речи, для формирования и развития навыков слушания, произношения, продуцирования монолога и диалога. Особое внимание следует уделить советской мультипликации 60-80-х годов, золотому времени отечественного экранного искусства для юного зрителя. Лучшие советские мультфильмы затрагивали общечеловеческие ценности, не подчинялись идеологическому диктату, в то же время к ним предъявлялись требования художественности, увлекательности, педагогической целесообразности – учить нужному, полезному, формировать нравственные идеалы, поэтому экранные искусства 60-80-х годов можно рассматривать в качестве носителей духовно-нравственной культуры русского народа. Практика работы педагогов-словесников показывает, что дополнительное использование текстов детской литературы и просмотр мультипликационных фильмов помогает учителю решить образовательные, коммуникативные и воспитательные задачи. Однако, предлагая инновационную методику изучения русского языка с помощью мультипликации и детской литературы, автор курса советует преподавателям опираться, прежде всего, на детскую книгу, а мультипликацию рассматривать лишь как помощника, проводника в мир детской литературы.
https://dpo.rudn.ru/course/metodika-prepodavaniya-rki-posredstvom-multip...

2. Школа стресс-менеджмента
Курс дополнительного профессионального образования «Школа стресс-менеджмента» имеет практико-ориентированную направленность. Программа курса включает теоретическую и практическую части. Первая необходима для освоения знаний о феномене стресса, факторах и механизмах стрессового состояния, а также, знаний об основах предупреждения и преодоления таковых. Вторая - ориентирована на практическую подготовку слушателя к профилактике и преодолении стрессовых состояний. Она включает систему упражнений и тренингов, обеспечивающих слушателей практическими навыками и опытом саморегуляции эмоциональных состояний, способами предупреждения и преодоления стрессовых состояний.
https://dpo.rudn.ru/course/shkola-stress-menedzhmentamoos/
https://stepik.org/course/176264/syllabus

3. Школа любознательных родителей
Вопрос, как привить с младенчества или вернуть утраченную подростком любовь к чтению – волнует сегодня большинство родителей. Забегая немного вперёд, хотелось бы обратить ваше внимание на важнейшее условие приобщения детей к чтению: желание родителей принимать активное участие в формировании будущего читателя. Это значит, что взрослому следует не только самому читать детскую литературу, не только создавать домашнюю библиотеку лучших книг, но и изучать специализированные издания. То есть хорошего юного читателя может сформировать только активный и знающий взрослый. Именно поэтому работа в «Школе любознательных родителей» будет строиться следующим образом: в конце каждой лекции мы будем давать список необходимых к прочтению книг, а в начале следующего занятия предложим слушателям вопросы для самоконтроля. Они предусматривают не только хорошее знание текста рекомендованных книг, но также дают возможность поразмышлять и высказать собственное мнение, которое может отличаться от мнения автора курса.
https://dpo.rudn.ru/course/shkola-lyuboznatelnykh-roditeley/

4. Современная отечественная детская литература и детская книга для школьников
Курс «Современная детская литература и детская книга для детей 4-6 лет» задуман как навигатор, позволяющий взрослому читателю ориентироваться в море современной детской литературы и детской книги. Особенность эпохи компьютерных технологий – это не столько отсутствие информации, сколько её избыточность, поэтому неизбежно возникает проблема выбора. Безусловно, нельзя объять необъятное, сегодня выпуск книг для детей, несмотря на кризис, от которого страдают, прежде всего, социально значимые издания, – обширная область, поэтому автором курса была предложена инновационная концепция отбора: «Детская книга как форма искусства». Перефразируя известное изречение А.П.Чехова, автор утверждает, что в книге должно быть всё прекрасно: и иллюстрации, и текст, и дизайн, и бумага, и печать. Основной раздел лекционного курса – представление авторов и художников книги для детей 4-6 лет, презентации тех изданий, которые, по мнению автора, должны занять почетное место в семейной библиотеке. Слушатели также познакомятся с жанровыми и тематическими особенностями современной детской литературы. Дистанционный курс «Современная детская литература и детская книга для детей 4-6 лет» включает девять лекций по пяти основным темам. Несмотря на то, что курс рассчитан на специалистов с высшим, неполным высшим или средним специальным образованием (учителя начальных классов, преподаватели русского языка и литературы, библиотекари, психологи общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студенты гуманитарных ВУЗов), он будет интересен и полезен широкому кругу лиц, заинтересованных в приобщении детей дошкольного и младшего школьного возраста к книжной культуре.
https://dpo.rudn.ru/course/sovremennaya-otechestvennaya-detskaya-literat...

5. Давай сделаем газету
В результате освоения данной программы слушатель сможет применять грамматические, лексические и синтаксические конструкции языка СМИ и массовой коммуникации на практике в медиаобщении; организовывать коммуникативную медиадеятельность с использованием языковых средств русского языка в журналистской практике; использовать различные автоматизированные компоненты речевых умений (сформирована языковая компетенция в области языка СМИ и массовой коммуникации). В процессе обучения слушатели узнают о грамматических и синтаксических конструкциях газетных текстов, языковых и стилистических различиях между видами текстов (описание, повествование, рассуждение), основных особенностях массовой информации, понятиях ключевого слова для поиска информации в интернете, а также получат начальные сведения о газетных жанрах, средствах выразительности в газетных текстах, их задачах, функциях и возможностях, об особенностях заголовка и текстов для интернет-СМИ. Слушатели овладеют приемами речевого поведения и коммуникативными стратегиями в типичных ситуациях журналистского общения; научатся составлять несложные газетные тексты в разных видах и разных жанров СМИ с учетом специфики газетного языка, применять языковые средства и стилистические приемы для создания информационного газетного текста, собирать и сортировать информацию для написания газетного текста, редактировать написанный газетный текст, сокращать и дописывать его, создавать газетный заголовок. Слушатели смогут инициировать диалоги, реагировать на вопросы, поддерживать беседу с участниками медиакоммуникации, читать и понимать медиатексты в области формальной и неформальной медиакоммуникации. Программа ориентирована на слушателей, владеющих русским языком как иностранным в рамках базового уровня, ее реализация возможна в зарубежных странах на краткосрочных интенсивных, в том числе дистанционных, языковых курсах русского языка, которые могут быть проведены в школах и университетах, а также на курсах представительств Россотрудничества и Русского мира.
https://dpo.rudn.ru/course/davay-sdelaem-gazetu/

6. Музыкальная Пушкиниада
В задачи курса входит: - сообщить слушателям информацию о пушкинской эпохе в целях понимания особенностей этого исторического периода в аспекте развития российской культуры; - дать слушателям знания об особенностях неформального общения для участия в диалогах и беседах на темы русской культуры, а также для составления устных и письменных текстов и презентаций о русской культуре, для чего познакомить их с основной лексикой, грамматическими и синтаксическими конструкциями русского языка, этикетными формулами неформального общения; - помочь освоить основные коммуникативные ситуации/темы и особенности построения текстов и презентаций, публичных выступлений, формальных и неформальных речевых высказываний на темы русской литературы, музыки, культуры, живописи. В результате прослушивания курса слушатели должны уметь инициировать диалоги с носителями русской культуры с использованием устойчивых выражений, крылатых слов и выражений из поэтических произведений А.С.Пушкина и об А.С. Пушкине, реагировать на вопросы, поддерживать беседу о пушкинской эпохе и особенностях восприятия произведений А.С.Пушкина в аспекте общей специфики русской культуры, составлять несложные тексты формального и неформального общения на тему русской культуры, литературы и музыки, владеть приемами речевого поведения и этикетными формулами неформального общения, использовать верные коммуникативные стратегии в типичных ситуациях общения. Слушатель должен быть готов применять грамматические, лексические, синтаксические конструкции и этикетные формулы русского языка для участия в диалогах и беседах на темы русской культуры, а также для составления устных и письменных текстов и презентаций о русской культуре, способен организовывать коммуникативную деятельность, формальные и неформальные беседы о русской культуре с использованием полученных знаний и умений. В содержание курса входят следующие материалы: роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Цыганы», повесть А.С.Пушкина «Метель» и лирика поэта, а также литературные произведения И.Северянина и М.Цветаевой, музыкальные произведения П.И.Чайковского, П.И.Пабста, С.В.Рахманинова, М.И.Глинки, Ф.Листа, Г.В.Свиридова. Программа ориентирована на слушателей, владеющих русским языком как иностранным в рамках базового уровня, ее реализация возможна в зарубежных странах на краткосрочных интенсивных, в том числе дистанционных, языковых курсах русского языка, которые могут быть проведены в школах и университетах, а также на курсах представительств Россотрудничества и Русского мира.
https://dpo.rudn.ru/course/muzykalnaya-pushkiniana/